Неточные совпадения
— Но я всё-таки не знаю, что вас удивляет. Народ стоит на такой низкой степени и материального и нравственного
развития, что, очевидно, он должен противодействовать всему, что ему чуждо. В Европе рациональное
хозяйство идет потому, что народ образован; стало быть, у нас надо образовать народ, — вот и всё.
Св. Франциск возможен был лишь при натуральном, примитивном
хозяйстве, и потому да здравствуют элементарные формы материальной жизни, не будем допускать
развития!
Можно установить четыре периода в отношении человека к космосу: 1) погружение человека в космическую жизнь, зависимость от объектного мира, невыделенность еще человеческой личности, человек не овладевает еще природой, его отношение магическое и мифологическое (примитивное скотоводство и земледелие, рабство); 2) освобождение от власти космических сил, от духов и демонов природы, борьба через аскезу, а не технику (элементарные формы
хозяйства, крепостное право); 3) механизация природы, научное и техническое овладение природой,
развитие индустрии в форме капитализма, освобождение труда и порабощение его, порабощение его эксплуатацией орудий производства и необходимость продавать труд за заработную плату; 4) разложение космического порядка в открытии бесконечно большого и бесконечно малого, образование новой организованности, в отличие от органичности, техникой и машинизмом, страшное возрастание силы человека над природой и рабство человека у собственных открытий.
Притом вы, во имя
развития отечественной промышленности, стараетесь непременно занять привилегированное положение, что опять-таки всей своей тяжестью ложится все на того же рабочего: каждый нажитый вами этим путем рубль является дефицитом в народном
хозяйстве, потому что рабочему он стоит десять рублей.
В настоящей работе основные идеи этого исследования получают дальнейшее
развитие и углубление, а также рассматриваются и те вопросы, которые преднамечены были для второй части «Философии
хозяйства» (именно этика и эсхатология
хозяйства).
Марксисты считали народников реакционерами, сторонниками отсталых форм
хозяйства, народники же считали марксистов сторонниками капитализма, призванными служить
развитию капитализма.
Он не был противником индустриального
развития, подобно многим другим народникам, но он ставит традиционный для русской мысли XIX века вопрос о том, может ли Россия избежать капиталистического периода
развития, и решает его в том смысле, что Россия может сократить до нуля срок капиталистического периода и прямо перейти от низших форм
хозяйства к
хозяйству социалистическому.
И для Маркса социалистическая революция, Zusammenbruch капиталистического общества, предполагает длительный процесс
развития капиталистической промышленности — к ней ведут не диктаторски-насильственные действия пролетариата, а объективная диалектика капиталистического
развития, объективный экономический крах капиталистического
хозяйства, концентрация, перепроизводство и кризисы.
Внешне, исторически русское народническое сознание определилось прежде всего тем, что Россия — страна мужицкая, крестьянская, что она слишком долго была страной натурального
хозяйства, что в ней все еще оставалась в силе первоначальная, патриархальная демократия, с которой началось
развитие народа, что в ней все еще была первобытная скрепленность духа с органической материей.